Правильно составленная карта сайта (sitemap) может стать эффективным инструментом для продвижения. Ошибки при создании способны не только сделать ее бесполезной для пользователя, но и запутать робота-поисковика, что плохо скажется на индексации, позициях сайта в выдаче. В статье мы расскажем все о sitemap: что это, для чего нужен, как правильно создать, чтобы улучшить результаты ранжирования.
Это удобный навигатор для посетителей и роботов-поисковиков, позволяющий проще ориентироваться на портале.
В первую очередь карта важна для многостраничников со сложной структурой и для молодых ресурсов. Она упрощает процесс индексации, помогая роботу не заблудиться среди папок и документов.
Sitemap бывают 2 видов – для живых посетителей и для ботов ПС. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Это каталог ссылок на все значимые страницы с отображением иерархии. Он нужен в основном для юзабилити и помогает живым посетителям быстро найти нужный товар или информацию. Чаще встречаются HTML-карты с древовидной структурой, а ссылка на них находится в футере сайта.
Визуальное разделение по темам и категориям улучшает восприятие и упрощает навигацию по сайту. Нет смысла делать HTML-карту хорошо структурированным сайтам с понятным меню. А вот порталам с запутанной структурой она поможет упорядочить страницы, сделать интерфейс более удобным для посетителей.
Это файл с необходимыми для поисковых роботов данными: списком ссылок с URL-адресами в иерархической структуре, типом контента, сведениями о мультимедийных файлах, используемых для индексации, сведениями о важности страницы, частотами обновлений.
Для файла Sitemap обязательно использовать кодировку UTF-8. Чтобы карта работала, важно прописать теги: urlset (открывающий файл тег с указанием версии XML), url, lok, urlset (закрывающий тег) – это минимум, составляющий основу «сайтмап». Чтобы указать дополнительную информацию, можно воспользоваться тегами:
- lastmod – дата последнего обновления;
- changefreq – частота обновлений, здесь можно выбрать подходящий атрибут (always, daily, weekly, monthly и др.);
- priority – указывает, какие страницы необходимо проиндексировать в приоритетном режиме.
Наличие sitemap.xml не является обязательным для индексации. С точки зрения поисковика отсутствие карты не критично – робот в любом случае проиндексирует сайт. Однако есть ситуации, когда без sitemap не обойтись. К примеру, как уже сказано выше, сайт с большим количеством подразделов, новый ресурс. Также «сайтмап» нужен, если на сайте есть страницы, на которые нет ссылок из главного меню, есть более и менее приоритетные страницы, а также большинство страниц часто обновляется.
Создать HTML-карту очень просто. Для этого можно воспользоваться системой управления контентом (CMS), среди которых популярны WordPress, Joomla, Drupal.
Sitemap.xml можно создать двумя способами. В целом, они также довольно просты, но у каждого есть особенности:
- Онлайн-генератор. К примеру, XML-Sitemaps или My Sitemap generator. Вам потребуется ввести URL вашего сайта, нажать ENTER. После программа сгенерирует карту, предоставит вам файл для скачивания. Вам останется лишь сохранить его на компьютер и загрузить в корневую папку. Минус этого способа в том, что если регулярно добавляются новые разделы, они не попадут в файл, и он окажется неактуальным.
- Плагин CMS. После добавления новых страниц модуль автоматически обновляет карту сайта и передает информацию об этом поисковику. Для работы потребуется установить программу, к примеру, Google XML Sitemaps. Затем настроить карту сайта и сохранить нужные параметры.
Последним этапом будет добавление «сайтмапа» в личные кабинеты поисковых систем. После индексирования статус поменяется на «успешно». Если в процессе возникли какие-то проблемы, вы сможете просмотреть подробный отчет с данными об ошибках.
Так как HTML-карту мы создаем для пользователей, здесь нужно создать понятную структуру и названия. При создании XML-карты важно учитывать требования поисковиков. Для Яндекса они выглядят так:
- размер – не более 10 мб;
- страниц – до 50000;
- код – UTF-8;
- URL нужно указывать без GET-параметров и идентификаторов сессий.
Требования Google схожи, только размер файла увеличен до 50 мб, а адреса URL должны быть написаны латинскими буквами. Если файл не укладывается в нужный размер, его можно сжать с помощью gzip. Для перевода русских доменов можно использовать конвертер Punycode.
Карта сайта – полезный, а иногда необходимый инструмент для быстрой индексации и юзабилити. Создавайте её правильно, и ваш портал оценят как пользователи, так и поисковые системы.